ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА СТРАНИЧКУ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА!

Немного о себе:

Меня зовут Шалахова Наталия Владимировна

Должность: учитель-логопед

Дата рождения: 09.06.1990 г.

Образование: высшее, магистратура.

Окончила: 

  • ФГОУ ВПО «Донской государственный технический университет», г. Ростов-на-Дону, 2013г.
  • АНО ДПО «Волгоградская гуманитарная академия профессиональной подготовки специалистов социальной сфере», «Учитель начальных классов, воспитатель детей дошкольного возраста», 2018 г.
  • ГБПОУ РО «Шахтинский педагогический колледж», «Основы логопедии и дефектологии», 2020 г.
  • ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», г. Ростов-на-Дону «Специальное (дефектологическое) образование», 2023 г.

Общий стаж: 7 лет.

Педагогический стаж: 2 года.

Повышение квалификации:

  • «Речевое развитие ребенка в соответствии с ФОП и ФАОП дошкольного и начального общего образования», 2023 г., 36 часов.
  • «Специальное (дефектологическое) образование профиль «Сурдопедагогика и сурдопсихология», 2022г., 620 часов.

Логопед знает, как:

  • научить ребенка правильно произносить звуки;

Коррекция звукопроизношения — самый распространенный вид работы логопеда. В нашем детском, саду я работаю с группами компенсирующей и комбинированной направленности для детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи).

Самыми распространенными недостатками речи у дошкольников являются различные виды нарушения звукопроизношения: неумение произносить тот или иной звук, замена одного звука другим, искажения имеющегося звука. У детей с ТНР данные дефекты чаще всего осложнены поражением органического генеза.

Нарушения могут быть вызваны разными причинами: возрастные нарушения (самостоятельно проходят); дефекты строения челюсти, мягкого и твердого неба; массивная или короткая подъязычная связка; неправильное расположение зубов; недостаточность работы мышц речевого аппарата.

Работа по исправлению дефектов звукопроизношения у детей с ТНР состоит из трех основных этапов:

— подготовительного (тренировка движений органов артикуляционного аппарата, работа над компенсацией дефекта);

— этапа появления звука (постановка звука);

— этапа усвоения звука в речи (автоматизация, отработка звука в слогах, словах, фразах, стихах и рассказах)

  • развивать фонематическое восприятие

Фонематическое восприятие — это способность воспринимать и различать звуки речи — фонемы. Качественное исправление звукопроизношения будет гарантировано при условии развитого фонематического восприятия. Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слова. Развитие фонематического восприятия лежит в основе работы по коррекции звукопроизношения, формированию лексико-грамматических представлений, обучению чтению и письму.

Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не наполняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. В дальнейшем ребёнок начинает значительно отставать от возрастной нормы.

Как узнать, не нарушено ли фонематическое восприятие у ребенка?

Попросите повторить различные слоги и слова, при этом ребенок не должен видеть Вашего рта: са-ша-са, та-да-та, ра-ла-ра, са-за-са, жук-сук, том-дом-ком, день-тень-пень, Паша-наша-ваша, бак-мак-лак.

Если у ребенка достаточно развито слуховое внимание, слуховая память и фонематическое восприятие, то он повторит речевой материал без ошибок.

  • расширить словарь и сформировать грамматический строй речи (сюда относится накопление словаря, употребление предлогов, окончаний слов, построение фраз и др.);

У ребенка с нормальным речевым развитием к пяти годам оказываются сформированными все грамматические категории родного языка; он говорит развернутыми фразами, используя сложносочиненные и сложноподчиненные конструкции, правильно согласовывает слова с помощью любых предлогов, падежных, родовых окончаний и пр.

Словарь пятилетнего ребенка составляет 3-4 тысячи слов, в нем представлены все части речи; ребенок активно использует словообразование, словотворчество.
Иная картина наблюдается у ребенка того же возраста с общим недоразвитием речи. Словарный запас не превышает 1,5-2 тысяч слов, низок уровень способности к построению предложения. Заметны ошибки при употреблении падежных окончаний, предлогов, согласовании частей речи (три ведры, заботились белкой, медвежонки).

Самостоятельно такие нарушения не проходят, необходима специально построенная логопедическая работа:

  • обучить ребенка грамоте;
  • обучить составлять рассказы, пересказывать;
  • формировать слоговую структуру слова;

Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или добавление лишних звуков и слогов, значит структура слова воспроизводится неверно. До трех лет такое явление нормально. Беспокоиться о состоянии речи ребенка не нужно.

В возрасте 4-5 лет указанные явления являются сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова, и в таком случае ребенку требуется помощь специалиста-логопеда. Самостоятельно такие нарушения не проходят.

Работа по устранению нарушений слоговой структуры проходит ряд этапов.

Попросите ребенка повторить слова: милиционер, регулировщик, аквариум, сковородка, виноград, черепаха. Он должен произносить их правильно.

Когда обязательно нужно обратиться к учителю-логопеду:

— если у Вашего ребенка неврологический диагноз (органическое поражение мозга, ДЦП, эпилепсия, тики, ВСД). Заболевания глаз, нарушен физический слух,

— если в семье двуязычие, заикающиеся, члены семьи с выраженным нарушенным звукопроизношением,

— если ребенок к 5 годам не произносит звуки с, ш, л, р,

— если у ребенка расщелина губы, нёба,

— если началось заикание.

С детьми логопедических групп с сентября по май ежедневно проводятся  фронтальные занятия (со всеми детьми группы), занятия по подгруппам и индивидуальные занятия (с каждым ребенком).

     

Для повышения эффективности и качества работы я активно сотрудничаю с родителями детей (веду группы для родителей в одном из мессенджеров), воспитателями логопедических групп (ведутся журналы взаимодействия, консультации для воспитателей и педагогов), музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре.

Так же изучаю инновационные подходы в логопедии, использую в образовательной деятельности современные технологии, направленные на звуковую и смысловую сторо­ны речи, а также связанные с речью процессы:

  • игровые технологии в логопедической коррекции;
  • арт-педагогические технологии;
  • технологии речедвигательной ритмики;
  • технологии логопедической, фонетической ритмики;
  • информационно-коммуникационных технологий.

Мои достижения:

В своей работе я никогда не останавливаюсь на достигнутом! Уверена, что настоящий педагог обучается и познает глубины своей деятельности всю жизнь.

Поэтому стараюсь находить для себя все новые точки развития, участвую в вебинарах и конференциях, профессиональных конкурсах, веду научные исследования.

 

 

Для вас, родители!

Уважаемые родители, в этой рубрике Вы найдёте мои рекомендации и ответы на многие интересующие Вас вопросы. 

Для вас, педагоги!

В данной рубрике находятся рекомендации для педагогов по организации учебного процесса с детьми с ТНР. 

Категория информации: