ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА СТРАНИЧКУ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА!
Немного о себе:
Меня зовут Шалахова Наталия Владимировна
Должность: учитель-логопед
Дата рождения: 09.06.1990 г.
Образование: высшее, магистратура.
Окончила:
- ФГОУ ВПО «Донской государственный технический университет», г. Ростов-на-Дону, 2013г.
- АНО ДПО «Волгоградская гуманитарная академия профессиональной подготовки специалистов социальной сфере», «Учитель начальных классов, воспитатель детей дошкольного возраста», 2018 г.
- ГБПОУ РО «Шахтинский педагогический колледж», «Основы логопедии и дефектологии», 2020 г.
- ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», г. Ростов-на-Дону «Специальное (дефектологическое) образование», 2023 г.
Общий стаж: 7 лет.
Педагогический стаж: 2 года.
Повышение квалификации:
- «Речевое развитие ребенка в соответствии с ФОП и ФАОП дошкольного и начального общего образования», 2023 г., 36 часов.
- «Специальное (дефектологическое) образование профиль «Сурдопедагогика и сурдопсихология», 2022г., 620 часов.
Логопед знает, как:
- научить ребенка правильно произносить звуки;
Коррекция звукопроизношения — самый распространенный вид работы логопеда. В нашем детском, саду я работаю с группами компенсирующей и комбинированной направленности для детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи).
Самыми распространенными недостатками речи у дошкольников являются различные виды нарушения звукопроизношения: неумение произносить тот или иной звук, замена одного звука другим, искажения имеющегося звука. У детей с ТНР данные дефекты чаще всего осложнены поражением органического генеза.
Нарушения могут быть вызваны разными причинами: возрастные нарушения (самостоятельно проходят); дефекты строения челюсти, мягкого и твердого неба; массивная или короткая подъязычная связка; неправильное расположение зубов; недостаточность работы мышц речевого аппарата.
Работа по исправлению дефектов звукопроизношения у детей с ТНР состоит из трех основных этапов:
— подготовительного (тренировка движений органов артикуляционного аппарата, работа над компенсацией дефекта);
— этапа появления звука (постановка звука);
— этапа усвоения звука в речи (автоматизация, отработка звука в слогах, словах, фразах, стихах и рассказах)
- развивать фонематическое восприятие
Фонематическое восприятие — это способность воспринимать и различать звуки речи — фонемы. Качественное исправление звукопроизношения будет гарантировано при условии развитого фонематического восприятия. Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слова. Развитие фонематического восприятия лежит в основе работы по коррекции звукопроизношения, формированию лексико-грамматических представлений, обучению чтению и письму.
Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не наполняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. В дальнейшем ребёнок начинает значительно отставать от возрастной нормы.
Как узнать, не нарушено ли фонематическое восприятие у ребенка?
Попросите повторить различные слоги и слова, при этом ребенок не должен видеть Вашего рта: са-ша-са, та-да-та, ра-ла-ра, са-за-са, жук-сук, том-дом-ком, день-тень-пень, Паша-наша-ваша, бак-мак-лак.
Если у ребенка достаточно развито слуховое внимание, слуховая память и фонематическое восприятие, то он повторит речевой материал без ошибок.
- расширить словарь и сформировать грамматический строй речи (сюда относится накопление словаря, употребление предлогов, окончаний слов, построение фраз и др.);
У ребенка с нормальным речевым развитием к пяти годам оказываются сформированными все грамматические категории родного языка; он говорит развернутыми фразами, используя сложносочиненные и сложноподчиненные конструкции, правильно согласовывает слова с помощью любых предлогов, падежных, родовых окончаний и пр.
Словарь пятилетнего ребенка составляет 3-4 тысячи слов, в нем представлены все части речи; ребенок активно использует словообразование, словотворчество.
Иная картина наблюдается у ребенка того же возраста с общим недоразвитием речи. Словарный запас не превышает 1,5-2 тысяч слов, низок уровень способности к построению предложения. Заметны ошибки при употреблении падежных окончаний, предлогов, согласовании частей речи (три ведры, заботились белкой, медвежонки).
Самостоятельно такие нарушения не проходят, необходима специально построенная логопедическая работа:
- обучить ребенка грамоте;
- обучить составлять рассказы, пересказывать;
- формировать слоговую структуру слова;
Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или добавление лишних звуков и слогов, значит структура слова воспроизводится неверно. До трех лет такое явление нормально. Беспокоиться о состоянии речи ребенка не нужно.
В возрасте 4-5 лет указанные явления являются сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова, и в таком случае ребенку требуется помощь специалиста-логопеда. Самостоятельно такие нарушения не проходят.
Работа по устранению нарушений слоговой структуры проходит ряд этапов.
Попросите ребенка повторить слова: милиционер, регулировщик, аквариум, сковородка, виноград, черепаха. Он должен произносить их правильно.
Когда обязательно нужно обратиться к учителю-логопеду:
— если у Вашего ребенка неврологический диагноз (органическое поражение мозга, ДЦП, эпилепсия, тики, ВСД). Заболевания глаз, нарушен физический слух,
— если в семье двуязычие, заикающиеся, члены семьи с выраженным нарушенным звукопроизношением,
— если ребенок к 5 годам не произносит звуки с, ш, л, р,
— если у ребенка расщелина губы, нёба,
— если началось заикание.
С детьми логопедических групп с сентября по май ежедневно проводятся фронтальные занятия (со всеми детьми группы), занятия по подгруппам и индивидуальные занятия (с каждым ребенком).
Для повышения эффективности и качества работы я активно сотрудничаю с родителями детей (веду группы для родителей в одном из мессенджеров), воспитателями логопедических групп (ведутся журналы взаимодействия, консультации для воспитателей и педагогов), музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре.
Так же изучаю инновационные подходы в логопедии, использую в образовательной деятельности современные технологии, направленные на звуковую и смысловую стороны речи, а также связанные с речью процессы:
- игровые технологии в логопедической коррекции;
- арт-педагогические технологии;
- технологии речедвигательной ритмики;
- технологии логопедической, фонетической ритмики;
- информационно-коммуникационных технологий.
Мои достижения:
В своей работе я никогда не останавливаюсь на достигнутом! Уверена, что настоящий педагог обучается и познает глубины своей деятельности всю жизнь.
Поэтому стараюсь находить для себя все новые точки развития, участвую в вебинарах и конференциях, профессиональных конкурсах, веду научные исследования.
Уважаемые родители, в этой рубрике Вы найдёте мои рекомендации и ответы на многие интересующие Вас вопросы.
В данной рубрике находятся рекомендации для педагогов по организации учебного процесса с детьми с ТНР.